Герои проекта «Доступный Павлодар». Алина

Знакомьтесь, это Алина. Она училась в обычной общеобразовательной школе и закончила факультет психологии Омской гуманитарной академии. Сейчас работает по специальности в реабилитационном центре «Самал» и активно участвует в творческих проектах для людей с ограниченными возможностями. Несмотря на диагноз, Алина чувствует себя «нормальной среднестатистической молодой девушкой», видит вокруг себя много возможностей и учит этому других.

О себе

Меня зовут Алина. Я работаю психологом в реабилитационном центре «Самал» уже полтора года. До этого я, естественно, закончила институт: к детям без высшего образования не пустят.

В школе я не хотела быть психологом, я вообще об этом не думала. Я хотела быть переводчиком. А потом в девятом классе меня «перемкнуло». К нам пришла одна женщина, чтобы вести психологию, и она мне очень понравилась. Как-то она так преподавала, что ближе к окончанию школы я сказала маме: «Хочу быть психологом».

Об инклюзивном образовании

В школу я пошла в 8 лет, потому что в 7 я еще очень плохо ходила. Пойти в обычную общеобразовательную школу − было мамино решение, даже о домашнем обучении она никогда не думала. Она не относилась ко мне как-то по-особенному, не носилась со мной, для нее я была обычным ребенком.

Я понимала, что у меня какие-то проблемы со здоровьем, что я немного не такая, как другие, но я никогда не чувствовала себя инвалидом. Ненавижу это слово и вообще никогда не даю себя так называть. Дома меня особо не жалели, я чувствовала себя наравне с другими.

Многим ребятам, которых я знаю, кажется, что им весь мир обязан, особенно во время формирования их личности. Когда я училась в начальной школе, вообще была несносной. Я считала, что раз я такая, мне все обязаны: принеси, подай. Я не помню, что стало причиной, но потом за одно лето я переменилась.

Первые 4 года я училась в обычной школе № 16, где в классах было по 30 человек, но они мне все помогали. С учебой я справлялась: в основном были четверки и пятерки. В старших классах я пошла в частную школу, чтобы не бегать по кабинетам. К нам учителя сами приходили в наш кабинет и проводили там уроки. У нас было углубленное изучение языков: английский, французский, немецкий... Туда меня, кстати, тоже брать не хотели − мама их переубедила.

У всех такой стереотип, что если стоит диагноз ДЦП − это уже все, с головой тоже не все в порядке… Спустя много лет я узнала, что директор собирала целый консилиум учителей по поводу моего поступления, и у меня был негласный испытательный срок: в течение месяца за мной наблюдали: справлюсь я или нет. Я успевала за другими ребятами и где-то даже лучше училась, чем некоторые, поэтому меня оставили. А через год меня директор уже в пример другим ставила: «На тебя равняться надо», а мне от этого так неудобно было...

О высшем образовании и трудоустройстве

В наши казахстанские вузы я не смогла пойти, потому что для этого необходимо было сдать ЕНТ (единое национальное тестирование). Совпало так, что когда мой класс сдавал тестирование, мне нужно было ехать на лечение. Поэтому аттестат мне выставили по текущим оценкам. Потом я поступила в Омскую гуманитарную академию (ОмГА). У них частично дистанционное обучение, частично заочное. Я сдала там три вступительных экзамена и отучилась 5 лет.

Я всегда любила учиться, а когда стала постарше − захотела работать. Когда я заканчивала школу, мама говорила мне: «Ну что ты, есть ведь у тебя пособие, приносишь в семью доход, чего ты переживаешь?» На что я отвечала: «Нет, я хочу работать. От государства − это одно, это из-за моего состояния, из-за моей болезни. А то, что я буду сама зарабатывать − это дело уже совсем другое».

После окончания вуза я искала работу и, честно сказать, не сразу пришла в «Самал». Сначала хотела найти работу где-то в другом месте, но по состоянию здоровья мне отказали: «Извините, нам не надо». Поэтому я позвонила председателю центра «Самал» Зинаиде Дмитриевне Багненко. Она знает меня с детства, потому что я ходила сюда с самого открытия, когда это был просто детский специализированный садик. Я сказала: «Можно ли к вам как-то на работу попасть? Хоть вахтером сажайте, лишь бы деньги были». Но Зинаида Дмитриевна спросила про образование, и из отдела кадров меня сразу же направили в отдел к психологам. Я пришла и потихоньку освоилась, ребята мне сильно помогли.

О реабилитационном центре «Самал», участии в «Zhas Project» и «Творчестве без границ»

Благодаря председателю центра «Самал» Зинаиде Дмитриевне я уже поучаствовала во многих проектах. Самый громкий из них − «Zhas Project», с помощью которого мы поставили новый спектакль в театре нашего центра «Триумф», смогли привлечь больше людей и приобрести новые костюмы. Этот проект действительно шикарный, я надеюсь, он еще много лет будет функционировать, жить и развиваться.

В марте этого года я участвовала в ежегодном фестивале для людей с ограниченными возможностями «Творчество без границ – 2018», который проводят в Астане с 2013 года. Всего участвовало более 130 человек в 4 жанрах: хореография, эстрадный вокал, исполнение песни на языке жестов и художественное слово.  На этот конкурс я попала только благодаря «Самалу», потому что до этого я даже не слышала о таком фестивале. Заместитель председателя Москаленко Нина Петровна предложила мне поучаствовать в номинации «Художественное слово», так как у меня хорошая память и я хорошо читаю стихи. Я рассказывала стихотворение Сабита Муканова «Моя республика» − оно красивое и с глубоким смыслом. Я была не очень довольна своим выступлением, так как понимала, что могу лучше. К моему удивлению, я заняла третье место, за которое полагается денежное вознаграждение.

Все наше начальство, сотрудники и ребята − очень активные, постоянно пишут проекты, чтобы «Самал» все время где-то участвовал, двигался дальше. Если бы они так не «вертелись и не крутились», столько лет − больше 20 − этот центр бы не продержался. Дай бог, пусть еще 100 лет стоит, потому что есть ребята, которым, по сути, больше некуда идти. Я хочу, чтобы таких центров поддержки в нашей стране было больше и, самое главное, чтобы было больше таких людей, потому что «Самал» прежде всего держится на людях.

О доступной среде

Недавно я выполняла практическое задание для проекта «Доступный Павлодар»: нужно было найти объект полностью недоступный для людей с инвалидностью. Как это не печально, я нашла ПГУ. Павлодарский государственный университет − ни пандуса, ни подъемника, ничего… Мне туда даже не зайти. Это же не нормально. Вот куда нам идти? Хорошо, если сдали ЕНТ, − была возможность в ИнЕУ попасть. А мне пришлось в российский вуз идти. Сессии я сдавала по интернету, а на госэкзамены и защиту диплома ездила в Омск. Там здание тоже было недоступно, если бы я ездила туда одна, я бы не смогла даже зайти. Внутри там довольно просторно, но у входа никаких пандусов не было, а дорога к самому вузу − колдобина на колдобине, я спотыкалась на каждом шагу. Хотя в учебе никакого предвзятого отношения ко мне не было.

Что касается доступной среды в Павлодаре, то этот вопрос сейчас налаживается. В законодательных документах нашего государства прописано, что если вы строите какое-то новое здание, то оно должно быть приспособлено для маломобильных групп населения и даже старые здания нужно приспосабливать.

Недавно я была в новом доме Усольского микрорайона: там есть свои плюсы и минусы. Я не смогла подойти к подъезду без посторонней помощи, так как тротуар от дороги отделен высоченным бордюром без подъема. Но зато, когда я зашла в подъезд, я обнаружила там шикарный лифт, в котором кроме меня могут поместиться еще человек десять. Это радует.

Конечно, я не буду сравнивать Павлодар с заграницей. Хотя мои друзья из Германии отмечают положительные изменения и в Астане, и в Павлодаре. Не так прям все печально, прогресс идет. Это все благодаря людям, которые объединились и начали об этом говорить.

Я надеюсь, что через какое-то время у нас будет как можно меньше недоступных объектов, потому что таких, как я на самом деле много. Мы хотим куда-то ходить, где-то участвовать, что-то делать. Из-за того, что у нас нет доступа к некоторым объектам, мы лишены такой возможности.

Создание доступной среды − это одно, и этим очень важно заниматься. Но у нас еще стереотип сидит внутри людей: если у тебя есть диагноз, если ты инвалид — значит, ты сидишь дома и никуда не ходишь. Хотелось бы, чтобы взгляды людей тоже менялись.

О людях с инвалидностью

Я стараюсь как можно меньше просить о помощи, потому что хочу как можно больше делать сама. Если мне помогают, то еще и нарваться могут. Большое спасибо моей семье, они никогда не делали из меня маленькую несчастную девочку, которую нужно спрятать под колпаком и сдувать с нее пылинки. Благодаря такому отношению у меня много чего в жизни есть: у меня много друзей, я много гуляю, хожу в кино и театр, я − нормальная среднестатистическая молодая девушка со своими приключениями.

Мне кажется, очень многое зависит от семьи, от того, в какой среде человек растет, что ему с детства говорят. Если мне говорили: «Ты такая же как все», то другим могут говорить: “Ты с этим не справишься, у тебя это не получится, потому что у тебя то-то и то-то”. Этого достаточно, чтобы человек сел дома и ничего не делал. В таком уязвимом психологическом состоянии, когда ты понимаешь, что с тобой что-то не так и не понимаешь, что делать с этим дальше, очень многое зависит от того, как тебя воспринимают окружающие и, конечно же, твоя семья. Многие родные люди говорят: «Ну ты же не справишься...» не потому, что они хотят обидеть или унизить. Они так заботятся, хотят, чтобы было как лучше, а получается как хуже. Ну а кому-то просто так удобно − они сами осознанно выбирают такую позицию, они просто не хотят ничего делать.

Об обучающих вебинарах проекта «Доступный Павлодар»

Когда я услышала название курса «Сделаем права лиц с инвалидностью реальностью», я подумала: «Вы просто сотрясаете воздух». Ну послушаю я, а изменится-то что? Так думают многие. А потом мне стало интересно и я поняла, что очень многое зависит от инициативы.

Можно прийти в определенную инстанцию или написать туда, и действительно получить реакцию и, главное, − можно получить результат. Я знаю, что возможности есть, сейчас можно и обучиться, и что-то изменить вокруг себя. Я буду стараться доносить информацию тем людям, которые об этом не знают.

Если несколько раз послушать, посмотреть, как проводятся эти вебинары, насколько воодушевлены люди, которые за всем этим стоят и действительно готовы во всем помочь, ты уже по-другому смотришь на это все. Когда появляется целая армия неравнодушных людей, ты думаешь: надо подключаться к этому, вдруг что-то и правда сдвинется?

 

Смотрите другие ролики из серии Герои проекта «Доступный Павлодар»

 

Данный проект реализуется в рамках программы «Инициатива в поддержку эффективного управления» Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Настоящая информация была создана при поддержке американцев через Агентство США по международному развитию (USAID). За содержание несет ответственность ОФ «TANDAU», и оно не обязательно отражает точку зрения USAID или правительства США.

25 сентября 2018 г.
Комментарии